Из истории Святых подвижников
Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками
О кончине иеродиакона Серапиона
О том, что чётки – это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние – все, что было в его сердце [10].
Истинный послушник – подражатель аввы Дорофея [11]
В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.
Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.
Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.
Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило – поклоны и молитву по чёткам – и непрестанно произносил умом и устами молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", "Пресвятая Богородице, спаси мя", "Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному", "Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем".
С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир.
Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о. Пантелеимон совершал по 500-1000 поклонов и по 50-60 сотниц в сутки.
Чтобы дать пример отсечения своей воли, мы расскажем об одном из многих случаев, которым сами были свидетелями.
Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напротив дома было немало фиговых деревьев; они росли и в саду, примерно в ста метрах ниже по склону. На тех деревьях, что росли перед келлией, инжир уже начал набухать, но еще не поспел. На следующий день мы с братом отправились в нижний сад, чтобы вскопать его. Мы принялись за работу и, присев немного отдохнуть под сенью фигового дерева, с радостью увидели, что на нем немало спелого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.
Отец и брат Пантелеимон сказал:
- Эй! Что это ты делаешь, брат?
Не подозревая, что я что-то делаю не так, я наивно отвечал:
- Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на завтрак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.
А он кротко ответил мне:
- Брат, а ты взял благословение у старца?
Оправдываясь, я сказал:
- Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы заранее спросить разрешения и благословения; я не думаю, что старец отказал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом расскажем об этом старцу.
Тогда он говорит мне:
- Замечательная идея, брат: сначала заняться тайноядением, а потом попросить прощения! Это называется умышленным грехом и заслуживает наказания. Так что надо бы сначала попросить разрешения на то, что ты собираешься сделать, чтобы оно было по благословению Божию, к твоей душевной и телесной пользе.
По этому критерию он всегда выстраивал свою жизнь. И таким образом он никогда не сбивался с курса, потому что ответственность за всякое его дело нес старец, который заранее знал обо всем, что собирался делать о. Пантелеимон. Поэтому его совесть всегда была спокойной, чистой и безмятежной, ибо он исполнил свой долг.
Сила молитвы по чёткам
Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов – перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам – произносил в уме молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас", а в храме в это время пели. В церковь привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.
Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:
- Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!
Это услышал служивший священник и говорит монаху:
- Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.
Тогда бес, рассвирепев, закричал:
- Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!
Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.
Молитва с утруждением
Отец Арсений Пещерник говорил: "Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую".
Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал. [12]
[1.] Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.
[2.] Печатается по изданию: "Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря". М., Церковь, 1996.
[3.] Нижегородский Интернет-справочник "Культурный туризм",
[4.] Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:
[5.] Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.
[6.] Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. "ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ", № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
[7.] Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. "ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ", № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
[8.] Источник: British Medical Journal, 2001.
[9.] Епископ Дноклийский Каллист (Уэр). Внутреннее Царство. Киев, 2003.
[10.] Цит. по материалам,размещенным на сайте Ново-Тихвинского женского монастыря (Екатеринбург):
[11.] http://dearfriend.narod.ru/books/other/kosma/94.html
[12.] Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Перевод с новогреческого Сергея Говоруна Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2001. Макет, оформление, иллюстрации.
Материал взят из сайта http://azbyka.ru
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков